mavka1961 (mavka1961) wrote,
mavka1961
mavka1961

Categories:

И опять я - про детство.Своё. Наше.

Есть такое нечто, часто висящее на главной странице: Максим Мирович.
Как Лена Миро, только мужеска пола.
И если даму волнует упругость чужих ягодиц, то это чудо пишет исключительно про то, как плохо было в СССР.
Чаще всего я, прочитав очередной опус, пожимаю плечами и дальше ковыряю своих кукол.
Или гоняю кота, или в очередной раз перебираю списки того, что мне будет необходимо на даче.
Потому что я - фанат списков, и лучше всё необходимое закупить заранее, чем в сезон бегать и искать ту же марганцовку, которую внезапно чуть ли не по паспорту продают!
Но иногда - бесит.
Я не фанат ушедшего государства, но вот последнее творение вызвало отторжение буквально в каждом тезисе!
1. Про ясли и детские сады, то бишь про дошкольное воспитание.
=стояние в углу в одних трусах=
=в СССР телесные наказания считались нормой=
=детей с раннего детства втягивали во всякие коллективные игры и хороводы=
=индивидуальные стремления и желания - это плохо, а вот жить кучей - это хорошо=
Я прошла ясли и три детских сада: Читинская область, Бурятия, Узбекистан.
Плюс - детский сад на Украине, откуда я ежедневно на протяжении трёх лет забирала брата.
Ясли свои вижу только на старых фотках, а вот садики помню хорошо!
И в Шахтаме, и в Орловском, и в Ингичках.
В углу в трусах не ставили.
Ни в одном садике.
Никого.
Так-то отправляли, конечно, если сильно бедокурили и не слушались: постоять, успокоиться, подумать...
Но если тридцать шилопопий будут беситься, это ж ни одни стены не выдержат!
Как-то нужно в рамки этот бурный поток вводить.
Бить не били, ни меня, ни кого-то другого.
Память у меня хорошая, если бы что-то подобное было, я бы помнила.
Тем более, что когда брату было пять, я во второй класс ходила, если б его обижали взрослые, я бы точно это знала.
А вот хороводы я помню, и как за ручки по парам строем ходили.
Но вот сейчас у меня за окном - детская площадка, и детки туда тоже строем ходят.
Ксюшка тоже в своём детском саду водит хороводы на празднике, и в строю со всеми остальными на прогулку идёт.
Потому что если двадцати трёхлеткам разрешить нестись гурьбой, то эти мячики так раскатятся, что даже круговое косоглазие их не вместит!
И зарядку они вместе делают, не взирая на индивидуальности.
И играют вместе, и спят по команде, и кушают.
Насчёт =ходить строем=...
Да мы всю жизнь ходим строем!
Потому что живём кучей.
И любое наше "индивидуальное стремление" заканчивается там, где начинается индивидуальность другого.
Мы не залазим с ногами на сиденье в автобусе, переходим дорогу по "зебре", расплачиваемся в магазинах, заранее записываемся к врачу...
Просто потому, что живём в обществе, и детский сад - место, где к этому приучают.
Вне зависимости от того, как называется страна.
Именно это и называется "социализация" - умение жить среди других.
Кому не нравится - прошу в тайгу, там социализация не нужна.
Там другая среда, и с ней, между прочим, тоже придётся договариваться!
2. Про =ужасную кормёжку в детском саду=.
Ну вот тоже не помню!
Не было в моих детских садах манной каши с комочками.
На завтрак - овсянка, которая и сейчас считается самой-самой из каш, или пшённая, или гречка.
Если гречка - то с молоком, если овсянка-пшёнка - то какао.
В одиннадцать, перед прогулкой - полдник: яблоко-груша-виноград-клубника, в зависимости от места и сезона.
В Ингичках, помнится, летом дыню давали, кубиками порезанную.
На обед - борщ, рассольник, картофельный с фрикадельками ( и не лень же было лепить такие крохотные!), свекольник, летом была окрошка.
На второе ни котлет, ни сосисок не давали, только тушёное мясо с овощами по сезону + пара ложек салата.
Ну и компот, само собой.
На второй полдник, после сна, всегда была запеканка: творожная, или омлет, или из манки со сладким соусом.
На ужин, после вечерней прогулки, тоже были либо тушёные овощи с мясом, либо гречка с молоком.
Но ужин полагался только на "круглосутке", как и вечерний кисель с булочкой и диафильмы из ярких коробочек.
Так что "водянистая манка с комками" просвистела мимо меня.
Может быть потому, что я, в отличие от г-на Мировича, жила не в столице, а как раз в той самой провинции, за которую он так переживает.
И никого =от детсадовской жрачки= в моём окружении не рвало.
То ли мы были не переборчивы с голоду, то ли кормили всё-таки нормально.
Второе - вернее!
Приведя нас из дошкольного учреждения, родители садились ужинать, а мы грызли фрукты или обходились стаканом молока с печеньем.
И не потому, что еды не хватало - просто в садике наедались.
В школе, кстати, тоже наедались.
Между прочим, в местном ресторане шеф-повар был пятого разряда, а в школе - шестого!
Его специально в наш зачуханный посёлок, в школьную столовую, перетащили из какого-то областного центра, выдав отдельное жильё и ему с женой и детьми, и его престарелым родителям, с которыми он не хотел расставаться.
Потому что если дети нормально едят, то родители потом с ними не сидят на больничном!
Вот в школе были уже и котлеты, и тефтели, и эскалопы, и курочка жареная, и перцы фаршированные...
Накрывали сразу на класс, завуч и директор школы тоже были чьими-то классными руководителями и садились за стол вместе с классом.
Думаете, они бы стали есть несъедобное или просто не вкусное?!
3. =миф про "отличное детское образование и школы"=
=высокообразованные советские люди в конце 80-х заряжали банки с водой у телевизора=
Тем, которые тогда это делали, было лет по 50 как минимум.
То есть родились они в тридцатых и ранее, их детсадовство пришлось аккурат на войну, а школа - на послевоенное восстановление.
Тогда один учебник был на класс, и писали они между газетных строчек химическими карандашами!
У меня до сих пор где-то ныкается самошитая газетная материна "тетрадка" с расплывшимися фиолетовыми строчками...
Застой же, в который и сложилось то самое "лучшее в мире образование", был позднее.
Школа сороковых и школа семидесятых - это две совершенно разные школы!
Это мы, рождённые в конце пятидесятых-начале шестидесятых, имели то самое "золотое советское детство"
Успели поделать секретиков, побегать в "Зарницу", погрызть брикетики кофе...
И груды шоколадных "медалек" по 11 копеек в молочных видели.
"Медальки" лежали на пластиковых пожносах возле весов, их на сдачу пытались всучить вместо мелочи, а мы отказывались.
Ладно, я не про это, я про образование...
Я не была зубрилкой, я просто была отличницей: желание узнать новое + хорошая память.
И отличницей я была во всех своих трёх школах: Узбекистан, Украина, Красноярск.
Обычный класс в обычной школе.
3-4-5 отличников, 10-15 "ударников", парочка вечно-неуспевающих, остальные троечники: стандартный класс из тридцати человек.
То же самое во всех параллельных классах...
Ну не было у нас =расправ над "белыми воронами"=!
И никто над отличниками не издевался, равно как и над теми, кто чем-то отличался от остальных.
Вот я как раз такой, отличающейся, и была.
Много читала, много рисовала, любила побыть одна.
От учителей вначале влетало за то, что вечно что-то черкаю на бумажке.
Но, поскольку я сначала быстро выполняла задание, а лишь потом начинала рисовать, и всегда могла повторить то, что учитель говорил, от меня отстали очень быстро.
Учителя отстали, а одноклассники и внимания не обращали на то, что я на перемене в книгу уткнулась или посреди игры вдруг у окна залипла.
Залипла - отлипнет, интересное прочитает - расскажет...
=все должны были носить одинаковую форму=
Вот словно сейчас нет этой самой формы!
Просто тогда она была одинакова во всех школах Союза, а сейчас каждая школа изгаляется по-своему.
И если я в свои школьные годы могла пересечь полстраны в связи с очередным переездом родителей и в той же самой форме прийти в новую школу, то теперь даже переезд в другой район города пробивает ощутимую брешь в семейном бюджете!
=никто не заботился о том, чтобы дать ребёнку какие-то фундаментальные знания и научить свободно мыслить=
Какие, блинский блин, фундаментальные знания?!
Сначала - алфавит, таблица умножения, законы Ома и Кулона, Менделеев, производные-логарифмы...
Причём наизусть, как стихи на уроках литературы.
Конечно, сейчас же лучше преподают: экономика, валеология, психология, мировая культура, рефераты, проекты...
Только мне моих школьных знаний хватало, чтоб математику выпускникам 11 лет объяснять, а нынешним на ЕГЭ такие задания дают, которые мы в третьем классе решали!
Плохо не то, что у них на выпускных экзаменах подобное спрашивают - плохо, что 20% выпускников на эти вопросы не отвечают.
И нам, в отличие от нынешних учеников, не снижали оценку, если мы находили иной вариант решения - нас за это хвалили!
Да, нам давали меньше, чем нынешним школьникам, но с нас это спрашивали - и мы это знали.
Мы учили, они "проходят"...
И пройденное остаётся за ними.
На земле, растоптанное.
А за фундаментальными знаниями - в институт: что тогда, что сейчас.
4. миф про =свободу детей в СССР=
=детство советского ребёнка было полно настоящего принудительного труда...начиная с детского садика детям навязывались "дежурства"...=
=...по уборке помещения, мытью окон, прополке грядок на пришкольном участке...=
Вот что-то не помню я, чтоб кто-то меня в садике заставлял окна мыть!
В школе тоже не заставляли, там для всякого мытья были технички, мы только в классах, где столы со стульями были, эти самые стулья вверх ножками на столы пристраивали.
У дежурного в садике было два дела: нести железную кружку на прогулку (воспитательница несла чайник с водой) и помогать раскладывать ложки перед едой.
В школе, разумеется, у дежурных было побольше работы: принести из учительской карту перед уроком истории-географии, намочить тряпку для вытирания доски, сбегать за мелом к завхозу.
И доложить учителю в начале урока, кто отсутствует и почему.
=прополка грядок= - это школьная практика, она входила в процесс обучения.
Г-н Мирович так пишет, что можно представить себе гектары грядок, которые под палящим солнцем обрабатывают измождённые дети.
На самом деле нужно было прополоть-подрыхлить-полить клумбы возле школы!
Склько тех клумб и сколько детей?
Опять же: в тех цветочках не валялись ни окурки, ни шприцы, ни презервативы...
В девять пришёл - в одиннадцать дома.
Что же касается пресловутого =сослать детей на картошку=, то нас на картошку никто не ссылал.
Наверное, мне просто повезло: то ли плохо сей овощ рос, то ли сельское хозяйство и без меня справлялось.
В Узбекистане наши старшеклассники весной собирали абрикосы, но первоклашек туда не брали.
А вот хмель на Украине собирала по осени, с четвёртого класса, да...
Собирались к девяти, потому что с девяти начинались занятия.
Час ехали на присланном за нами колхозном автобусе.
Длинное поле, ряды столбов, на них - проволока; к проволоке на крючках прикреплён шпагат, по шпагату вьётся лиана хмеля.
Дёргаешь - оно пружинит и падает, "шишки" обрываешь в мешок.
В одном конце ряда лежит стопка мешков, в другом стоит фляга с водой.
В двенадцать привозят из колхоза обед: борщ, тушёная картошка с мясом, компот.
С часа до трёх снова собираем, каждый в свой мешок.
Наполнишь один - завязываешь, на бирке пишешь класс-фамилию, берёшь другой.
В три грузовик привозит тётеньку с весами, счётами и мешочком мелочи.
Каждый лично прёт собранное (полный мешок весит 3-4 кг, не надорвёшься!), их взвешивали, тётенька щёлкала костяшками и ссыпала твои деньги за твой хмель в твою ладошку.
Весной возили на черешню и клубнику: ящички маленькие и неглубокие, полная тара весила те же три-четыре килограмма.
И, как осенью: ряды, тара, обед, весы, счёты, деньги в кулаке.
За день - два-три-четыре рубля, как стараться будешь.
Учитывая, что билет в кино стоил 10 коп, а пирожное - 22 коп, это было целым состоянием!
=Надо быть полным идиотом, чтобы утверждать, что нынешние дети, проводящие больше времени за компьютером и цивилизованным активным отдыхом, вроде велопрогулок или покатушек на скейтах, чем-то "обделены" в сравнении с советскими.=
Не буду спорить - я идиот.
Потому что не считаю, что =нынешнее детство намного интереснее и безопаснее=.
У нас не было компьютеров?
Так их во времена моей школы ни у кого не было: ни в СССР, ни в США.
Зато никто не стрелял в школах...
И наркотики в школах не продавали.
Да, скейтов у нас не было.
Велосипеды - были.
И было, где на них ездить.
Не потому, что дорог было больше - просто машин было меньше.
На дорогах меньше,  во дворах их вообще не было.
И в этих дворах мы могли и  "классики" расчертить, и в "резиночку" поскакать, и скакалку покрутить.
Покрутите-ка скакалку в нынешних дворах...
Из комментов под постом: "от еды из совковой школьной столовой у меня до сих пор рвотный рефлекс, хотя уже тридцать лет прошло!".
Считаем:
2019 - 30 = 1989.
1989 год - это уже не застой со "счастливым советским детством", это перестройка.
Это Рига, это Баку, это Карабах...
Это развал всего, и о каком порядке в школе можно говорить, если рушится страна?!
=Мифы, в которые вы верите=.
Это вы можете верить или не верить, а я это просто знаю.
Потому что я там жила...
=============
кстати, никак не могу найти рецепт тех биточков из манной каши, со сладким соусом:)
Tags: в ответ на..., спорю
Subscribe

  • Побурчать

    Пройти тест Вот спасибо-хорошо-положите на комод! Ещё тесты меня поучать будут... Если я наблюдаю за происходящим через дырку в потолке - значит,…

  • Иногда нужно просто подождать...

    Октябрь 2016 - такой же выворачивающий, как октябрь 1975 Та же усталость, и внутренняя дрожь, и обречённость И оба раза меня спасал только Лес.…

  • Специальный день для старых фоток

    Я часто рассматриваю старые фотографии. Не ради себя - ради тех, кто был со мной. Даже если их нет на снимке, я-то знаю, что они были тогда рядом.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Побурчать

    Пройти тест Вот спасибо-хорошо-положите на комод! Ещё тесты меня поучать будут... Если я наблюдаю за происходящим через дырку в потолке - значит,…

  • Иногда нужно просто подождать...

    Октябрь 2016 - такой же выворачивающий, как октябрь 1975 Та же усталость, и внутренняя дрожь, и обречённость И оба раза меня спасал только Лес.…

  • Специальный день для старых фоток

    Я часто рассматриваю старые фотографии. Не ради себя - ради тех, кто был со мной. Даже если их нет на снимке, я-то знаю, что они были тогда рядом.…