
+++Петер Карл Густавович Фаберже, 1846-1920
Итак, Фаберже не конструировал знаменитые пасхальные яйца.
Не лил и не чеканил драгоценные металлы.
Не гранил драгоценные камни.
Не точил и не шлифовал камни поделочные.
И всё-таки его имя не зря стоит в когорте лучших ювелиров мира.
Его детище - не корона, не драгоценное украшение и не забавная игрушка.
Он создал не предмет, он создал идею!
Обогнав время и в производстве, и в искусстве.
1. С чего всё началось: история человека.
======================
В 1685 году гугеноты Фаври уехали из Пикардии, что на севере Франции, в Шведт (Пруссия).
Оттуда семья Фабри переехала в 1800 году в Пернау (Лифляндия), совр. Пярну и стала сначала Фабрьер, а в 1825 Фаберже.
В 1814 году в семье родился сын Густав, в 1830-х он приехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться ювелирному делу, и в 1841 получил звание мастера ювелирного дела.
Теперь он не только купец 2 гильдии, но и дипломированный специалист с правом собственного клейма.
В 1842 году на Большой Морской открывается мастерская по производству и ремонту ювелирных изделий и небольшой магазин при ней.
В фирме, кроме отца, работали ещё два мастера.
Что-то делали на заказ, что-то по собственному разумению.
Дела шли хорошо, поскольку и место хорошее, и мастер работал без нареканий.
Через 4 года у ювелира родился сын, и выбора у него не было: он начал учиться ювелирному делу.
Сначала - у отца, потом - Дрезденская школа изобразительного искусства.
Дальше был образовательный Гран-тур по Германии и изучение коммерческого дела во Франции.
В 24 года он возвращается в Россию и приступает к работе в фирме отца.
+++здание, в котором Карл Фаберже начал работу на фирме отца
С этого же времени начинает работать в Эрмитаже реставратором и оценщиком, сначала эпизодически, потом регулярно.
Его интересовали скифские ювелирные изделия, особенно техника скани.
Там же много занимается эмалями: перегородчатыми, выемчатыми, гильоше.
====техническое объяснение для тех, кто не в теме
Самая простая из эмалей - покровная: просто заливают всё изделие одним цветом.
Чуть сложнее - выемчатая: вырезается на металле узор (листики, лепестки, полоски) и заполняется эмалью.
Получается эмалевый рисунок на металлическом фоне.
Очень сложная - перегородчатая: на металл основы на ребро напаивается по узору тонкая металлическая ленточка, образуя сетку узора.
Потом каждую ячейку до краёв заполняют эмалью своего цвета по разработанному рисунку, запекают и отшлифовывают вровную.
Высший пилотаж: эмаль гильоше.
Сначала поверхность плотно заполняется тончайшими линиями с помощью гравировки (лучи, волны, зигзаги, веера), сверху наносится прозрачная или полупрозрачная эмаль.
Изделие словно мерцает и светится изнутри
================
В 1874 Карл Фаберже продаёт Императорскому Кабинету 8 колец с бриллиантами на сумму 1657 рублей.
Через 11 лет счёт Кабинету за год составит 47.249 рублей
================объяснительное отступление.
Кабинет - это не комната для работы!
Кабинет Его Императорского Величества - учреждение, ведавшее личным имуществом императорской фамилии, входит в Министерство Императорского двора
Ещё под его надзором императорские театры, дворцовые хоры, Академия художеств, церкви при всех дворцах, Эрмитаж и Русский музей.
Кроме того, он занимался наградными делами, дворцовыми церемониями, обеспечивал 2 раза в год двор подарками (тезоименитство и дата коронации) + подарки по случаю бракосочетания придворных.
Ну, и то, что мы сейчас относим к представительским расходам: дипломатические подарки.
Так что если дальше я пишу про что-то "Кабинетское", это не значит, что оно в рабочей комнате императора лежит.
Это или награда, или подарок, заказанные и оплаченные Кабинетом Его Императорского Величества!
================
В это же время начинает работать реставратором в Эрмитаже, где много времени уделяет разгадкам тайн золотой скани в античных работах.
В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве его работы - копии знаменитых скифских сокровищ (7 мастеров, 120 дней кропотливой работы) привлекли внимание императора Александра.

+++копия "скифского браслета", представленная на выставку Карлом Фаберже
Императрица Мария Фёдоровна делает свою первую покупку у Фаберже: пару запонок с цикадами.
Он получает золотую медаль на Станиславовской ленте и звание "Ювелир Его Императорского Величества и Оценщик Императорского Эрмитажа".
Это его первая официальная награда.
Первая, но не последняя!
1885, международная выставка в Нюрнберге: золотая медаль за копии скифских сокровищ.
В этом же году - звание "Поставщик Высочайшего двора" с правом размещения на вывеске и визитке государственного герба империи.

+++так он помечал свои визитки и упаковочные коробки чуть позднее, в 1903 году
Причём сделано это было по представлению императора, а не по прошению будущего поставщика, как это обычно было.
1888, Северная выставка в Копенгагене: золотая медаль за внеконкурсные работы.
1889: орден Святого Станислава 3 степени.
1890: звание потомственного почётного гражданина, звание "Оценщик Императорского Эрмитажа".
1892: орден Святой Анны 2 степени
1896: орден Святого Станислава 2 степени
1897, Северная художественно-промышленная выставка в Стокгольме: звание "Поставщик Его Величества Короля Швеции и Норвегии"
1900, Всемирная выставка в Париже, о его успехах будет сказано ниже.
1902: болгарский орден "За гражданские заслуги"
1910: звание "Мануфактур-советник".
Как это было: история фирмы.
===============
Итак, в 1882 году на выставке в Москве императорская семья впервые купила вещь с клеймом Карла Фаберже.
Через три года мир увидит его первое яйцо, и начнётся мощная пиар-компания.
Но к этому времени его главное детище, фирма, уже процветает.
Хотя единственный инструмент, который он там держит - молоток, чтоб разбить то, что не надлежащего качества, по его мнению.
Ювелирный предмет фирмы Фаберже не имел права быть несовершенным!
Руками он работает в Эрмитаже, а у себя на фирме - только головой.
Ассортимент постоянно обновлялся, несмотря на штучность.
В конце года всё непроданное разбиралось, металл отправлялся в переплавку, камни - на склад.
Но это было редко, разбирали всё - ещё и не хватало.
В 1870 лет он встал у руля семейной мастерской на 10 работников.
Через 20 лет под его началом будет 700 человек.
Мастерская стала самым крупным ювелирным предприятием Российской империи и Европы.
Главный шедевр Фаберже - его фирма.
Конгломерат, по-современному - холдинг.
В начале 80-х он заключает подряды с другими ювелирными мастерскими, обеспечивая материалами, заказами с дизайном и сбытом.
При этом данные мастерские перестают принимать заказы в обход Фаберже, не работают "на сторону", не передают никому его эскизы.
В 1887 году открывается Московское отделение петербургской мастерской, которое будет заниматься только серебром, чистым и с эмалями.
Спрос будет огромен и до конца не удовлетворён...
Санкт-Петербургу остались ювелирные изделия, камнерезное дело и галантерея (пуговицы, пряжки, коробочки разного назначения)
С 90-х годов он откроет покупателям волшебный мир objets de fantaisie, знаменитых обжетеров: обже де фантази (для любования и коллекционирования) и обже де верту (полезные вещи)
Каменные фигурки и композиции, предмет коллекционирования и восхищения.
Старое помещение станет катастрофически мало!
В 1899-1900 будет построено новое четырёхэтажное здание на Большой Морской, 24.
Проект его племянника, К.К.Шмидта, стоимость - полмиллиона рублей золотом, в любимом стиле историзма и модерна.
Сейчас здание практически не изменилось:

Это не жилой дом разбогатевшего выскочки, это именно фирма!
На первом этаже - магазин с твёрдыми ценами.
На втором располагалась мастерская, работавшая преимущественно на императорский двор, именно тут делались знаменитые яйца Фаберже.
Третий этаж занимали дизайнеры, 30 штатных и около 100 внештатных.
Его мастера и художники заканчивали Строгановское училище.
С фирмой сотрудничали Бенуа, Серов, Крыжицкий, Клодты...
Каждый проект рассматривал и принимал лично Карл Фаберже, в самых сложных заказах контролировал работу на каждом этапе!
На четвёртом этаже были личные комнаты семьи и огромная библиотека по искусству, открытая для всех сотрудников.
Во дворе колодце - склад любимого главой фирмы саянского нефрита шпинатного оттенка.
В боковых флигелях располагались остальные мастерские и квартиры для мастеров, чтобы время зря не тратили!
Работа шла с 7 утра до 11 вечера, зачастую и в воскресенье: заказов - просто вал.
За время работы фирмы подтверждённых документально изделий было продано около 200 тысяч.
А всего, по разным оценкам, от трёхсот тысяч до полумиллиона (часть архива утрачена).
И все - штучные, ручной работы, даже те самые солдатские наградные портсигары.
Причём было закуплено самое лучшее для того времени оборудование, проведено электричество, спроектированы специальные столы.
К услугам работников, кроме библиотеки, была оранжерея для отдыха, столовая и собственный врач.
То есть он обеспечивает не только сбыт, но и быт...
И это не могло не принести свои плоды.
В чём причина успеха?
=====================
1. Единые стандарты качества, проработанные эскизы, закрепление за каждой мастерской своего направления.
Он объединил под своим именем автономные разнопрофильные производства.
Во главе каждой из 15 мастерских - свой мастер, со своим личным клеймом.
В пределах мастерской его глава - реальный глава, отвечающий только перед самим Карлом Фаберже.
То есть реализован идеал современного бизнеса: вертикально интегрированная модель, охватывающая все стадии производственного цикла.
Минимум издержек, максимум самостоятельности для участников.
Идея-производство-упаковка-доставка-сбыт.
Художники, литейщики, чеканщики, гравёры, гильошеры, гранильщики, шлифовальщики.
Мастеров по изготовлению упаковки было 29 человек!
При этом - поистине невероятный охват, то самое "от императрицы до горничной".
2. Выход на международную арену.
Этому немало помогла вдовствующая императрица, являющаяся искренней поклонницей таланта мастеров Фаберже.
Во-первых, она была реальной "первой леди" империи, и ей старались подражать придворные дамы.
А им - не придворные, но входящие в круг придворных...
Это как круги на воде.
Если первое лицо двора приобретает изделия Фаберже, то и остальные стараются ей подражать.
Кстати, именно ему в 1894 году было заказано лично будущим императором обручальное кольцо на венчание с Александрой Фёдоровной.
А Кабинет заказал подарочные табакерки для гостей, присутствующих на церемонии.
Во-вторых, Мария Фёдоровна была связана родственными узами со многими европейскими дворами.
Её отца, многодетного датского короля, называли тестем всей Европы.
И, отправляясь в гости к очередным родственникам, Мария Фёдоровна не забывала о подарках!
В качестве подарка обычно выступали изделия мастерских Фаберже.
То есть она была иконой стиля для сограждан, лицом марки и послом ювелира для королевских дворов Европы.
И вся эта реклама не стоила Фаберже ни копейки!
Тем более, что его изделия могли удовлетворить самый разноплановый вкус.
Фаберже на тот момент был главой единственного в мире универсального предприятия, работавшего во всех областях ювелирного, золотого, серебряного, эмальерного и камнерезного дела.
Даже знаменитая фирма Тиффани не была так крута: у них не было камнерезов.
В 1900 году открылась Всемирная выставка в Париже.
Карл Густавович участником и номинантом не был, поскольку входил в жюри, но приехал отнюдь не с пустыми руками!
В общем зале Русского павильона стояли на родонитовом постаменте копии императорских регалий: большая и малая коронационные короны, скипетр и держава.
Точно такие, как настоящие - только в 10 раз меньше.
Сделаны они были по личному разрешению императора, без права продажи, после выставки выкуплены Кабинетом.
В Большой короне 1083 бриллианта разной огранки (3-угольные, 4-угольные,8-угольные, каплевидные, миндалевидные) и 245 огранки "роза".
Сверху - рубин.
На настоящей короне вверху укреплена шпинель, но камня нужного оттенка найти не удалось.
В Малой короне 180 бриллиантов разной огранки и 1204 "розы".
В державе 65 бриллиантов разной огранки 654 "розы".
В скипетре 125 "роз" и крупный бриллиант-навершие.
В зале, посвящённом развитию железнодорожного дела в империи, демонстрировалось пасхальное яйцо "Сибирский поезд".
Эту работу наградили золотой медалью.
А фирме выделили даже не витрину, а отдельную комнату!
И вот уж тут он оторвался...
Карл Петер получил Гран-при, орден Почётного легиона и звание "Мастер Парижской Гильдии Ювелиров".
Всё представленное было раскуплено авансом задолго до закрытия выставки.
Он вернулся на родину с пустыми руками и толстым портфелем заказов...
Его слава пересекла океан: в Америке было много "денежных мешков", и они не хотели отставать от Старого Света!
Остальные русские ювелиры в это время жаловались, что их изделия не нужны не только за границей, но и внутри страны.
Иностранцы теснили русских ювелиров не только на столичных рынках, но и на провинциальных.
А Фаберже сетовал, что не успевает выполнять заказы зарубежных клиентов.
Список покупок за 1909-1916 монарших домов Болгарии, Сербии и Черногории:
-147 яиц, 21 образ и 2 складня, 8 крестов
-72 броши, 58 пар запонок, 34 кулона, 30 булавок для галстука, 26 колец
-61 рамка для фото, 25 часов, 7 настольных звонков, 6 бонбоньерок настольных
- 12 портсигаров, 6 пепельниц, 12 ручек для зонтов и тростей.
Были ещё Греция, Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, Пруссия, Швеция, Дания, Норвегия, Сиам...
Декоративные вазы Бисмарку, нефритовый венок на могилу шведского короля Оскара 3, статую Будды в придворный храм короля Сиама...
А ещё они ж не только туда, в свои страны, заказывали, они и сами в Россию приезжали.
При посещении иностранными монархами и дипломатами Санкт-Петербурга в программу визита официально было внесено посещение магазина Фаберже.
Его не зря называли королём ювелиров и ювелиром королей!
Плюс заказчики из европейской аристократии и заокеанской элиты.
Обладать изделиями Фаберже стало очень престижно.
Вы всё ещё удивляетесь, что на его магазинах не было вывески, только фамилия?
Он просто не видел в этом никакого смысла: все и так знали, что тут находится и сколько оно стоит.
Согласно бухгалтерским книгам фирмы за 1891-1916 года было выпущено товаров на 23 млн рублей с хвостиком без учёта военных заказов.
Средняя цена - 120 рублей.
Отминусуем входящую сюда стоимость роскошных пасхальных яиц, которыми полюбуемся завтра, и увидим, что средняя цена ещё ниже.
Его изделия действительно были доступны!
И при этом любая его вещь была искусством - от диадем за десятки тысяч до пряжки за рубль.
3. Фаберже "поймал время".
Это была эпоха зрелого капитализма.
Товар стал не просто вещью, обеспечивающей потребность - он стал одушевлённым фетишем, о нём мечтали, обладание им стало престижным.
Фаберже производил не просто товар, а моду на него, поддерживая ажиотаж потребления!
Вещи Фаберже - это айфоны начала прошлого века...
Всё осложнялось тем, что золото и серебро стало доступно не только элите, но и простым людям.
А хотелось чем-то выделяться.
Фаберже начинает развивать индустрию подарков, рождает моду на них.
Он нашёл нишу, где у него не было конкурентов.
Начинается выпуск фантазийных фигурок из камня: птицы, животные, люди, цветы, ягоды, крохотная посуда и мебель.
Фаберже создаёт прелестный, драгоценный и очень дорогой дубликат реальности, ценный просто самим фактом существования.
Кроме того, начинается массовая продажа "полезных фантазий".
Портсигары, фоторамки, ручки для зонтов, тростей и вееров, кнопки звонков, настольные часы.
Последние вообще ввёл в обиход именно Фаберже, до этого пользовались громоздкими напольными или каминными часами.
Он не первый, кто стал делать каменные фигурки, это древнее искусство.
Стоит вспомнить японские нецке и китайскую резьбу по нефриту.
Но он первый стал сочетать разные камни в одном изделии.
Да, была поликаменная флорентийская мозаика, но она была плоская!
И он первый стал сочетать драгоценные камни и металлы и недрагоценные.
Украсить золото сталью - легко.
Воткнуть в яшму, которой цена - 7 копеек ведро, бриллианты или рубины - того легче.
Он даже из обломка кирпича умудрился сделать драгоценное украшение (потом покажу).
До него ценность вещи определялась качеством и ценой сырья.
Он сделал ценностью идею и мастерство художника: вещичка из горного хрусталя, нефрита и родонита стала стоить дороже крупного сапфира в обрамлении чистейших бриллиантов.
Стало принято обмениваться подарками от его фирмы, без них приходить теперь неприлично!
Он во многом был первым, опередив своё время.
В 1902 году в Санкт-Петербурге прошла персональная выставка Фаберже - мероприятий подобного рода в России до того не проводилось.
Она состоялась во дворце барона фон Дервиза на Английской набережной под патронатом императрицы Александры Фёдоровны.
Экспонаты представил не сам Фаберже, а высочайшие особы и частные лица.
Ажиотаж был необыкновенный, за второй день выставку посетило около трёх тысяч человек "с улицы".
Хотя билет стоил 1руб 10 коп.
На второй день витрины в магазинах повылели подчистую...
Изделия Фаберже стали социальной валютой, ходящей в определённом кругу и подтверждающей принадлежность к элите.
Короче, он создал первый в России бренд, получивший мировую известность.
А потом пришла революция и он уехал из России, которой он больше не был нужен.
Собрался за 10 минут и вышел - без чемоданов, с пустыми карманами.
И умер через через два года.
А теперь его работы возвращаются к нам.
В 2004 году российский предприниматель В.Вексельберг купил коллекцию Малкольма Форбса.
Не для себя, для всех нас: в 2014 году начал работать негосударственный музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

+++ дворец Нарышкиных-Шуваловых, набережная Фонтанки, 21.
Да, он не покрыл эмалью ни один лепесток, не вырезал ни одной ягодки, не огранил ни одного камня.
Но он собрал ювелиров и создал все условия для их продуктивной работы.
Они, такие разные, работали в одном стиле, созданным не одним человеком, а генерацией художников.
Непревзойдённое качество, новаторство, актуальность, разножанровость, эклектика от историзма до арт-нуво.
Эти вещи узнаваемы по пропорциям, чистоте линий, изысканному колориту, техническому совершенству, согласованному сочетанию материалов.
Всему тому, что мы называем "стиль Фаберже".
Его до сих пор не то что не превзошли - его даже не повторили!
У современных ювелиров есть наикрутейшие технологии, но виртуозность и качество изделий Фаберже для них - предел мечтаний:)
====================
живущие в Санкт-Петербурге, как я вам завидую...