mavka1961 (mavka1961) wrote,
mavka1961
mavka1961

Categories:

Главный шедевр Фаберже

1e829590-peter-karl-gustavovich-faberzhe-samyy-izvestnyy-yuvelir
+++Петер Карл Густавович Фаберже, 1846-1920
Итак, Фаберже не конструировал знаменитые пасхальные яйца.
Не лил и не чеканил драгоценные металлы.
Не гранил драгоценные камни.
Не точил и не шлифовал камни поделочные.
И всё-таки его имя не зря стоит в когорте лучших ювелиров мира.
Его детище - не корона, не драгоценное украшение и не забавная игрушка.
Он создал не предмет, он создал идею!
Обогнав время и в производстве, и в искусстве.
1. С чего всё началось: история человека.
======================
В 1685 году гугеноты Фаври уехали из Пикардии, что на севере Франции, в Шведт (Пруссия).
Оттуда семья Фабри переехала в 1800 году в Пернау (Лифляндия), совр. Пярну и стала сначала Фабрьер, а в 1825 Фаберже.
В 1814 году в семье родился сын Густав, в 1830-х он приехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться ювелирному делу, и в 1841 получил звание мастера ювелирного дела.
Теперь он не только купец 2 гильдии, но и дипломированный специалист с правом собственного клейма.
В 1842 году на Большой Морской открывается мастерская по производству и ремонту ювелирных изделий и небольшой магазин при ней.
В фирме, кроме отца, работали ещё два мастера.
Что-то делали на заказ, что-то по собственному разумению.
Дела шли хорошо, поскольку и место хорошее, и мастер работал без нареканий.
Через 4 года у ювелира родился сын, и выбора у него не было: он начал учиться ювелирному делу.
Сначала - у отца, потом - Дрезденская школа изобразительного искусства.
Дальше был образовательный Гран-тур по Германии и изучение коммерческого дела во Франции.
В 24 года он возвращается в Россию и приступает к работе в фирме отца.
E59C4265-4710-4DE0-8560-9B9C56CF7B56
+++здание, в котором Карл Фаберже начал работу на фирме отца
С этого же времени начинает работать в Эрмитаже реставратором и оценщиком, сначала эпизодически, потом регулярно.
Его интересовали скифские ювелирные изделия, особенно техника скани.
Там же много занимается эмалями: перегородчатыми, выемчатыми, гильоше.
====техническое объяснение для тех, кто не в теме
Самая простая из эмалей - покровная: просто заливают всё изделие одним цветом.
Чуть сложнее - выемчатая: вырезается на металле узор (листики, лепестки, полоски) и заполняется эмалью.
Получается эмалевый рисунок на металлическом фоне.
Очень сложная - перегородчатая: на металл основы на ребро напаивается по узору тонкая металлическая ленточка, образуя сетку узора.
Потом каждую ячейку до краёв заполняют эмалью своего цвета по разработанному рисунку, запекают и отшлифовывают вровную.
Высший пилотаж: эмаль гильоше.
Сначала поверхность плотно заполняется тончайшими линиями с помощью гравировки (лучи, волны, зигзаги, веера), сверху наносится прозрачная или полупрозрачная эмаль.
Изделие словно мерцает и светится изнутри
================
В 1874 Карл Фаберже продаёт Императорскому Кабинету 8 колец с бриллиантами на сумму 1657 рублей.
Через 11 лет счёт Кабинету за год составит 47.249 рублей
================объяснительное отступление.
Кабинет - это не комната для работы!
Кабинет Его Императорского Величества - учреждение, ведавшее личным имуществом императорской фамилии,  входит в Министерство Императорского двора
Ещё под его надзором императорские театры, дворцовые хоры, Академия художеств, церкви при всех дворцах, Эрмитаж и Русский музей.
Кроме того, он занимался наградными делами, дворцовыми церемониями, обеспечивал 2 раза в год двор подарками (тезоименитство и дата коронации) + подарки по случаю бракосочетания придворных.
Ну, и то, что мы сейчас относим к представительским расходам: дипломатические подарки.
Так что если дальше я пишу про что-то "Кабинетское", это не значит, что оно в рабочей комнате императора лежит.
Это или награда, или подарок, заказанные и оплаченные Кабинетом Его Императорского Величества!
================
В это же время начинает работать реставратором в Эрмитаже, где много времени уделяет разгадкам тайн золотой скани в античных работах.
В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве его работы - копии знаменитых скифских сокровищ (7 мастеров, 120 дней кропотливой работы) привлекли внимание императора Александра.
22411
+++копия "скифского браслета", представленная на выставку Карлом Фаберже
Императрица Мария Фёдоровна делает свою первую покупку у Фаберже: пару запонок с цикадами.
Он получает золотую медаль на Станиславовской ленте и звание "Ювелир Его Императорского Величества и Оценщик Императорского Эрмитажа".
Это его первая официальная награда.
Первая, но не последняя!
1885, международная выставка в Нюрнберге: золотая медаль за копии скифских сокровищ.
В этом же году - звание "Поставщик Высочайшего двора" с правом размещения на вывеске и визитке государственного герба империи.
new-12-3
+++так он помечал свои визитки и упаковочные коробки чуть позднее, в 1903 году
Причём сделано это было по представлению императора, а не по прошению будущего поставщика, как это обычно было.
1888, Северная выставка в Копенгагене: золотая медаль за внеконкурсные работы.
1889: орден Святого Станислава 3 степени.
1890: звание потомственного почётного гражданина, звание "Оценщик Императорского Эрмитажа".
1892: орден Святой Анны 2 степени
1896: орден Святого Станислава 2 степени
1897, Северная художественно-промышленная выставка в Стокгольме: звание "Поставщик Его Величества Короля Швеции и Норвегии"
1900, Всемирная выставка в Париже, о его успехах будет сказано ниже.
1902: болгарский орден "За гражданские заслуги"
1910: звание "Мануфактур-советник".
Как это было: история фирмы.
===============
Итак, в 1882 году на выставке в Москве императорская семья впервые купила вещь с клеймом Карла Фаберже.
Через три года мир увидит его первое яйцо, и начнётся мощная пиар-компания.
Но к этому времени его главное детище, фирма, уже процветает.
Хотя единственный инструмент, который он там держит - молоток, чтоб разбить то, что не надлежащего качества, по его мнению.
Ювелирный предмет фирмы Фаберже не имел права быть несовершенным!
Руками он работает в Эрмитаже, а у себя на фирме - только головой.
Ассортимент постоянно обновлялся, несмотря на штучность.
В конце года всё непроданное разбиралось, металл отправлялся в переплавку, камни - на склад.
Но это было редко, разбирали всё - ещё и не хватало.
В 1870 лет он встал у руля семейной мастерской на 10 работников.
Через 20 лет под его началом будет 700 человек.
Мастерская стала самым крупным ювелирным предприятием Российской империи и Европы.
Главный шедевр Фаберже - его фирма.
Конгломерат, по-современному - холдинг.
В начале 80-х он заключает подряды с другими ювелирными мастерскими, обеспечивая материалами, заказами с дизайном и сбытом.
При этом данные мастерские перестают принимать заказы в обход Фаберже, не работают "на сторону", не передают никому его эскизы.
В 1887 году открывается Московское отделение петербургской мастерской, которое будет заниматься только серебром, чистым и с эмалями.
Спрос будет огромен и до конца не удовлетворён...
Санкт-Петербургу остались ювелирные изделия, камнерезное дело и галантерея (пуговицы, пряжки, коробочки разного назначения)
С 90-х годов он откроет покупателям волшебный мир objets de fantaisie, знаменитых обжетеров: обже де фантази (для любования и коллекционирования) и обже де верту (полезные вещи)
Каменные фигурки и композиции, предмет коллекционирования и восхищения.
Старое помещение станет катастрофически мало!
В 1899-1900 будет построено новое четырёхэтажное здание на Большой Морской, 24.
1497516147136932927
Проект его племянника, К.К.Шмидта, стоимость - полмиллиона рублей золотом, в любимом стиле историзма и модерна.
Сейчас здание практически не изменилось:
525px-Sede_fabergé
Это не жилой дом разбогатевшего выскочки, это именно фирма!
На первом этаже - магазин с твёрдыми ценами.
На втором располагалась мастерская, работавшая преимущественно на императорский двор, именно тут делались знаменитые яйца Фаберже.
Третий этаж занимали дизайнеры, 30 штатных и около 100 внештатных.
Его мастера и художники заканчивали Строгановское училище.
С фирмой сотрудничали Бенуа, Серов, Крыжицкий, Клодты...
Каждый проект рассматривал и принимал лично Карл Фаберже, в самых сложных заказах контролировал работу на каждом этапе!
На четвёртом этаже были личные комнаты семьи и огромная библиотека по искусству, открытая для всех сотрудников.
Во дворе колодце - склад любимого главой фирмы саянского нефрита шпинатного оттенка.
В боковых флигелях располагались остальные мастерские и квартиры для мастеров, чтобы время зря не тратили!
Работа шла с 7 утра до 11 вечера, зачастую и в воскресенье: заказов - просто вал.
За время работы фирмы подтверждённых документально изделий было продано около 200 тысяч.
А всего, по разным оценкам, от трёхсот тысяч до полумиллиона (часть архива утрачена).
И все - штучные, ручной работы, даже те самые солдатские наградные портсигары.
Причём было закуплено самое лучшее для того времени оборудование, проведено электричество, спроектированы специальные столы.
5P6SBD48L8A
К услугам работников, кроме библиотеки, была оранжерея для отдыха, столовая и собственный врач.
То есть он обеспечивает не только сбыт, но и быт...
И это не могло не принести свои плоды.
В чём причина успеха?
=====================
1. Единые стандарты качества, проработанные эскизы, закрепление за каждой мастерской своего направления.
Он объединил под своим именем автономные разнопрофильные производства.
Во главе каждой из 15 мастерских - свой мастер, со своим личным клеймом.
В пределах мастерской его глава - реальный глава, отвечающий только перед самим Карлом Фаберже.
То есть реализован идеал современного бизнеса: вертикально интегрированная модель, охватывающая все стадии производственного цикла.
Минимум издержек, максимум самостоятельности для участников.
Идея-производство-упаковка-доставка-сбыт.
Художники, литейщики, чеканщики, гравёры, гильошеры, гранильщики, шлифовальщики.
Мастеров по изготовлению упаковки было 29 человек!
При этом - поистине невероятный охват, то самое "от императрицы до горничной".
2. Выход на международную арену.
Этому немало помогла вдовствующая императрица, являющаяся искренней поклонницей таланта мастеров Фаберже.
Во-первых, она была реальной "первой леди" империи, и ей старались подражать придворные дамы.
А им - не придворные, но входящие в круг придворных...
Это как круги на воде.
Если первое лицо двора приобретает изделия Фаберже, то и остальные стараются ей подражать.
Кстати, именно ему в 1894 году было заказано лично будущим императором обручальное кольцо на венчание с Александрой Фёдоровной.
А Кабинет заказал подарочные табакерки для гостей, присутствующих на церемонии.
Во-вторых, Мария Фёдоровна была связана родственными узами со многими европейскими дворами.
Её отца, многодетного датского короля, называли тестем всей Европы.
И, отправляясь в гости к очередным родственникам, Мария Фёдоровна не забывала о подарках!
В качестве подарка обычно выступали изделия мастерских Фаберже.
То есть она была иконой стиля для сограждан, лицом марки и послом ювелира для королевских дворов Европы.
И вся эта реклама не стоила Фаберже ни копейки!
Тем более, что его изделия могли удовлетворить самый разноплановый вкус.
Фаберже на тот момент был главой единственного в мире универсального предприятия, работавшего во всех областях ювелирного, золотого, серебряного, эмальерного и камнерезного дела.
Даже знаменитая фирма Тиффани не была так крута: у них не было камнерезов.
В 1900 году открылась Всемирная выставка в Париже.
Карл Густавович участником и номинантом не был, поскольку входил в жюри, но приехал отнюдь не с пустыми руками!
В общем зале Русского павильона стояли на родонитовом постаменте копии императорских регалий: большая и малая коронационные короны, скипетр и держава.
Точно такие, как настоящие - только в 10 раз меньше.
Сделаны они были по личному разрешению императора, без права продажи, после выставки выкуплены Кабинетом.
i_1f-min (2)
В Большой короне 1083 бриллианта разной огранки (3-угольные, 4-угольные,8-угольные, каплевидные, миндалевидные) и 245 огранки "роза".
Сверху - рубин.
На настоящей короне вверху укреплена шпинель, но камня нужного оттенка найти не удалось.
В Малой короне 180 бриллиантов разной огранки и 1204 "розы".
В державе 65 бриллиантов разной огранки 654 "розы".
В скипетре 125 "роз" и крупный бриллиант-навершие.
В зале, посвящённом развитию железнодорожного дела в империи, демонстрировалось пасхальное яйцо "Сибирский поезд".
Эту работу наградили золотой медалью.
А фирме выделили даже не витрину, а отдельную комнату!
И вот уж тут он оторвался...
Карл Петер получил Гран-при, орден Почётного легиона и звание "Мастер Парижской Гильдии Ювелиров".
Всё представленное было раскуплено авансом задолго до закрытия выставки.
Он вернулся на родину с пустыми руками и толстым портфелем заказов...
Его слава пересекла океан: в Америке было много "денежных мешков", и они не хотели отставать от Старого Света!
Остальные русские ювелиры в это время жаловались, что их изделия не нужны не только за границей, но и внутри страны.
Иностранцы теснили русских ювелиров не только на столичных рынках, но и на провинциальных.
А Фаберже сетовал, что не успевает выполнять заказы зарубежных клиентов.
Список покупок за 1909-1916 монарших домов Болгарии, Сербии и Черногории:
-147 яиц, 21 образ и 2 складня, 8 крестов
-72 броши, 58 пар запонок, 34 кулона, 30 булавок для галстука, 26 колец
-61 рамка для фото, 25 часов, 7 настольных звонков, 6 бонбоньерок настольных
- 12 портсигаров, 6 пепельниц, 12 ручек для зонтов и тростей.
Были ещё Греция, Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, Пруссия, Швеция, Дания, Норвегия, Сиам...
Декоративные вазы Бисмарку, нефритовый венок на могилу шведского короля Оскара 3, статую Будды в придворный храм короля Сиама...
А ещё они ж не только туда, в свои страны, заказывали, они и сами в Россию приезжали.
При посещении иностранными монархами и дипломатами Санкт-Петербурга в программу визита официально было внесено посещение магазина Фаберже.
Его не зря называли королём ювелиров и ювелиром королей!
Плюс заказчики из европейской аристократии и заокеанской элиты.
Обладать изделиями Фаберже стало очень престижно.
Вы всё ещё удивляетесь, что на его магазинах не было вывески, только фамилия?
Он просто не видел в этом никакого смысла: все и так знали, что тут находится и сколько оно стоит.
Согласно бухгалтерским книгам фирмы за 1891-1916 года было выпущено товаров на 23 млн рублей с хвостиком без учёта военных заказов.
Средняя цена - 120 рублей.
Отминусуем входящую сюда стоимость роскошных пасхальных яиц, которыми полюбуемся завтра, и увидим, что средняя цена ещё ниже.
Его изделия действительно были доступны!
И при этом любая его вещь была искусством - от диадем за десятки тысяч до пряжки за рубль.
3. Фаберже "поймал время".
Это была эпоха зрелого капитализма.
Товар стал не просто вещью, обеспечивающей потребность - он стал одушевлённым фетишем, о нём мечтали, обладание им стало престижным.
Фаберже производил не просто товар, а моду на него, поддерживая ажиотаж потребления!
Вещи Фаберже - это айфоны начала прошлого века...
Всё осложнялось тем, что золото и серебро стало доступно не только элите, но и простым людям.
А хотелось чем-то выделяться.
Фаберже начинает развивать индустрию подарков, рождает моду на них.
Он нашёл нишу, где у него не было конкурентов.
Начинается выпуск фантазийных фигурок из камня: птицы, животные, люди, цветы, ягоды, крохотная посуда и мебель.
Фаберже создаёт прелестный, драгоценный и очень дорогой дубликат реальности, ценный просто самим фактом существования.
Кроме того, начинается массовая продажа "полезных фантазий".
Портсигары, фоторамки, ручки для зонтов, тростей и вееров, кнопки звонков, настольные часы.
Последние вообще ввёл в обиход именно Фаберже, до этого пользовались громоздкими напольными или каминными часами.
Он не первый, кто стал делать каменные фигурки, это древнее искусство.
Стоит вспомнить японские нецке и китайскую резьбу по нефриту.
Но он первый стал сочетать разные камни в одном изделии.
Да, была поликаменная флорентийская мозаика, но она была плоская!
И он первый стал сочетать драгоценные камни и металлы и недрагоценные.
Украсить золото сталью - легко.
Воткнуть в яшму, которой цена - 7 копеек ведро, бриллианты или рубины - того легче.
Он даже из обломка кирпича умудрился сделать драгоценное украшение (потом покажу).
До него ценность вещи определялась качеством и ценой сырья.
Он сделал ценностью идею и мастерство художника: вещичка из горного хрусталя, нефрита и родонита стала стоить дороже крупного сапфира в обрамлении чистейших бриллиантов.
Стало принято обмениваться подарками от его фирмы, без них приходить теперь неприлично!
Он во многом был первым, опередив своё время.
В 1902 году в Санкт-Петербурге прошла персональная выставка Фаберже - мероприятий подобного рода в России до того не проводилось.
Она состоялась во дворце барона фон Дервиза на Английской набережной под патронатом императрицы Александры Фёдоровны.
Экспонаты представил не сам Фаберже, а высочайшие особы и частные лица.
Ажиотаж был необыкновенный, за второй день выставку посетило около трёх тысяч человек  "с улицы".
Хотя билет стоил 1руб 10 коп.
На второй день витрины в магазинах повылели подчистую...
Изделия Фаберже стали социальной валютой, ходящей в определённом кругу и подтверждающей  принадлежность к элите.
Короче, он создал первый в России бренд, получивший мировую известность.
А потом пришла революция и он уехал из России, которой он больше не был нужен.
Собрался за 10 минут и вышел - без чемоданов, с пустыми карманами.
И умер через через два года.
Karl_Gustavovich_Faberge
А теперь его работы возвращаются к нам.
В 2004 году российский предприниматель В.Вексельберг купил коллекцию Малкольма Форбса.
Не для себя, для всех нас: в 2014 году начал работать негосударственный музей Фаберже в Санкт-Петербурге.
89C819A1-52E4-4BCB-A5C1-86274B4CB4E3
+++ дворец Нарышкиных-Шуваловых, набережная Фонтанки, 21.
Да, он не покрыл эмалью ни один лепесток, не вырезал ни одной ягодки, не огранил ни одного камня.
Но он собрал ювелиров и создал все условия для их продуктивной работы.
Они, такие разные, работали в одном стиле, созданным не одним человеком, а генерацией художников.
Непревзойдённое качество, новаторство, актуальность, разножанровость, эклектика от историзма до арт-нуво.
Эти вещи узнаваемы по пропорциям, чистоте линий, изысканному колориту, техническому совершенству, согласованному сочетанию материалов.
Всему тому, что мы называем "стиль Фаберже".
Его до сих пор не то что не превзошли - его даже не повторили!
У современных ювелиров есть наикрутейшие технологии, но виртуозность и качество изделий Фаберже для них - предел мечтаний:)
====================

живущие в Санкт-Петербурге, как я вам завидую...
Tags: #сновавесна, снова весна, фаберже
Subscribe

  • "Про работу, на которую идти не хотелось"

    Вот уж не знаю: то ли мне всегда везло, то ли я очень неприхотлива, но такой работы у меня не было! По крайней мере, когда я на неё устраивалась...…

  • Если есть я - значит, она тоже никуда не делась...

    Однажды в мою жизнь вошла Старшая. И всё, меня окружающее, внезапно обрело смысл. Люди, скользящие вокруг: такие разные - и такие одинаковые. Трава,…

  • Про картошку:)

    Национальная идея, духовные скрепы... Да у нас одна скрепа: по весне вся страна садит картошку! С запада на восток медленно отступают осевшие…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • "Про работу, на которую идти не хотелось"

    Вот уж не знаю: то ли мне всегда везло, то ли я очень неприхотлива, но такой работы у меня не было! По крайней мере, когда я на неё устраивалась...…

  • Если есть я - значит, она тоже никуда не делась...

    Однажды в мою жизнь вошла Старшая. И всё, меня окружающее, внезапно обрело смысл. Люди, скользящие вокруг: такие разные - и такие одинаковые. Трава,…

  • Про картошку:)

    Национальная идея, духовные скрепы... Да у нас одна скрепа: по весне вся страна садит картошку! С запада на восток медленно отступают осевшие…