Если честно, достали разговоры про "особенных" людей.
Во-первых, все люди - особенные.
Даже близнецы не идентичны друг другу.
Давайте называть вещи своими именами.
Во-вторых, лично я не вижу ничего крамольного в слове "инвалид".
Потому что это всего лишь "неспособный, бессильный".
Не способный ходить, или видеть, или слышать, или обучаться, или общаться.
И от того, что мы стыдливо заменим одно слово другим, он не станет к этому способен.
В-третьих, есть норма - и есть отклонение от неё.
Погрешность, ошибка - природы или людей.
И нельзя ставить отклонение от нормы выше самой нормы.
Да, инвалидам нужно помогать.
Сделать для них доступной инфраструктуру, обучать их, вписывать в общество.
Но не опускаясь до их уровня, а поднимая их до нормы.
Либо уж тогда давайте изменим параметры нормы...
Да, инвалидам труднее, чем остальным.
Страдающим нанизмом тоже тяжело, и они тоже не виноваты в наборе своих хромосом.
Давайте уменьшим высоту ступенек, прикрепим почтовые ящики поближе к полу, сделаем все стойки в присутственных местах не выше полуметра...
А за этими стойками работники будут сидеть на полу, потому что они нормального роста.
И напрочь ущемим этими переделками мира права гигантов.
Которым и так несладко!
Им неудобно и на работе, и дома, и в транспорте.
Потолок давит, раковина в ванной на уровне коленей, стул низкий, кровать короткая, в машину сесть можно, только сложившись втрое.
Но они не жалуются.
Приспосабливаются, понимая, что они - отклонение от нормы.
И их родители не требуют к своим детям особенного отношения.
Потому что знают: насколько бы неудобен не был окружающий мир, их детям жить именно в этом мире!
Детей обучают приспосабливаться...
Если честно, то задрала эта любовь к эвфемизмам!
И желание быть толерантным и щедрым за чужой счёт...
Если твой ребёнок "особенный", то учить его должны "особенные" учителя в "особенных" школах!
Тебе не нравится, как и чему там учат?
Ну так учи сам.
А решать свои проблемы за счёт окружающих - стыдно.
Потому что даже дети с физическими отклонениями от нормы трудно впишутся в стандартную школу.
Можете представить в одном классе глухонемого, слабовидящего и ДЦП-шника?
Под кого из них адаптировать программу?
ДЦП, кстати, бывает с отставанием в умственном развитии и без...
А представлять себе в одном классе умственно-неполноценных и обычных мне не надо, я это прочувствовала на своей шкурке!
Довелось мне вести кружок рукоделия для детей-инвалидов.
Сразу предложила руководству:физическая и умственная неполноценность разводится на разное время.
Ну что вы, это же бесчеловечно, их же нужно адаптировать и социализировать!
Ок, кто платит - тот и музыку заказывает...
Берём программу трудового обучения для начальных классов: мозаика, аппликация, коробочки.
То есть работа с бумагой-картоном, драпом и природными материалами.
Из крупных сухих листьев можно делать замечательные картинки...
Ножницы, толстые иглы, медная проволока среднего сечения, клей...
Пока я помогаю ДЦП-шнику ухватить ножницы так, чтобы ими можно было резать, "солнечная" девочка примеряется своими ножницами укоротить платье.
Своё или соседское - тут уж как повезёт...
А другая в это время разламывает карандаш и ласково говорит мне "Хрусь!".
А мальчик с ЗПР увлечённо тычет ножницами в сиденье стула, на котором другой ДЦП-шник перевернул на себя от усердия банку клея...
Они не виноваты, что не понимают, они такие, какие есть...
Но мы-то взрослые, и мы понимаем, что в неумелых руках все эти привычные вещи могут быть опасны!
И для самих детей, и для окружающих.
Дело кончилось тем, что с детьми стали приходить их родители, для присмотра и помощи.
Только вот я не собиралась обучать рукоделию взрослых, для них был свой кружок.
Тут ведь ещё в чём проблема: дети - они имеют свойство вырастать...
И за время детства привыкают, что они - особенные, что им поблажки делают.
Их хвалят за совершенно обычные вещи - ну как же, им ведь всё таким трудом даётся.
С ними все дружат: они особенные, их нельзя обижать.
Их не ругают за ошибки: как смог - так и сделал, он ведь так старался.
Им все помогают: они ведь не могут сделать то, что для обычных - в порядке вещей.
А потом этот особенный вырастает и продолжает ждать такого же отношения во взрослой жизни.
И тут вдруг оказывается, что никто не будет помогать в обычной жизни.
И хвалить никто не будет за то, что взрослый человек делает автоматически.
И дружат с ними не потому, что они - особенные.
А на работе так и вовсе никто в положение не входит!
Если ещё устроишься на эту работу...
Потому что там - производство, процесс.
И на каждый этап отведено строго определённое время, без учёта "особенности".
У меня перед глазами - пара примеров из жизни.
Шестьдесят лет назад в Сибири у сельских учителей родился ребёнок с ДЦП.
Это и сейчас, при современном уровне развития медицины, очень трудно, а уж тогда...
Село, частный дом, работа-хозяйство - и такой ребёнок.
Тогда, правда, с инвалидами так не носились, скидок родителям никто не делал.
До трёх лет девочка была при бабушке, потом - интернат для детей с таким диагнозом.
Чтоб и учили, и лечили.
Как бы ни лечили - всё равно лучше, чем в сельской поликлинике.
Интернат был в 12 часах от места рождения, каждый день не съездишь, но пару раз за месяц - обязательно!
Ну, и на лето, когда интернат закрывали.
Когда наступило школьное время, стало сложнее: школа-интернат оказалась намного дальше, в другой области, более полутора суток на поезде.
Жалко ли родителям было своего ребёнка?
Конечно, и страшно, и жалко, и скучали...
Но ребёнок поехал в далёкую школу.
Где с утра до вечера - учёба.
Учишься передвигаться.
Учишься разговаривать.
Учишься держать ручку так, чтобы ей можно было писать.
Ручки тогда, кстати, были чернильные, с пёрышком.
Тепличных условий никто не создавал: давай, делай, тут все такие, воспитатель всем помочь просто физически не в силах!
С первого класса - дежурство по этому самому классу: проветрить комнату, принести мел, намочить тряпку.
С третьего - дежурство по столовой: расставить и собрать кружки, разложить столовые приборы, протереть после обеда столы.
С пятого - дежурство по кухне: мыть посуду, резать и раскладывать хлеб, чистить овощи.
Напоминаю: интернат для детей с болезнями опорно-двигательного аппарата.
Промежуточных каникул не было -- этим детям нужно больше времени, отдыхать некогда.
Параллельно шло лечение: гимнастики, массажи, если нужно - операции.
После операции - опять в интернат.
И только летом - домой, к родителям.
Вместе с костылями и колясками.
До второго класса девочка жила лёжа.
До седьмого - в коляске.
Потом - костыли.
Потому что ноги она могла передвинуть только руками до конца жизни.
Девочка закончила школу и поступила в университет на юрфак..
Поступила, может, и по льготе, но вот во время учёбы никто ей поблажек никаких не делал, не было тогда кампании "за инвалидов"
И жила в общежитии жизнью обычного студента: лекции, семинары, библиотека, практика.
Плюс к этому - магазины, готовка, стирка, уборка.
Жила всё это время в общежитии.
На четвёртый этаж поднималась без лифта, на костылях.
А потом закончила универ и поступила там же в аспирантуру.
Защитилась, вышла на работу.
И проработала судьёй 17 лет - сначала в районе, потом - в городском суде.
Без машины.
Зимой и летом.
На костылях.
А потом перешла на работу юристом на одно из градообразующих предприятий.
А потом - завкафедрой в одном из лучших вузов краевого центра.
И только там появился лифт...
Вторая дочка в этой семье родилась с таким же диагнозом.
И, соответственно, повторила судьбу старшей сестры.
Интернат, институт, аспирантура, работа.
Заведующая невропатологией в одном из стационаров района.
А вот последыша, "дочку меньшую, любимую", было жальче всего.
Бомба третий раз упала в ту же воронку...
И её оставили дома.
Благо, папа к тому времени стал директором школы, оброс связями, договорился, с кем надо.
Девочка ходила в обычный детский сад, училась в обычной школе.
Естественно, она такая в школе была одна, все с ней носились, помогали, поблажки делали.
Оценивали не знания и умения, а старания.
Отметки-то в аттестате были хорошие, вот только учили её не специалисты - и вступительные экзамены она не сдала.
Сначала - в вуз, потом - в техникум.
А в ПТУ её просто не взяли: не нужны рабочие-колясочники, их ведь ни к станку, ни к плите не поставишь.
Так девочка всю жизнь в инвалидной коляске и прожила, на пенсию.
Спилась после смерти родителей...
Потому что её не научили преодолевать.
Легко создавать тепличные условия в детстве, знаете ли - только ведь детство однажды кончается.
И ещё один пример: мой сосед.
В 16 лет после крушения поезда ему отняли ногу по бедренный сустав и руку по плечевой.
Школу заканчивал вечернюю.
А потом - курсы специальные для инвалидов.
Есть такие курсы, и всегда были!
Отсутствие конечностей не помешало ему влюбиться, жениться и поднять двух дочек.
Когда мы стали соседями, он вполне профессионально управлялся с первой внучкой: купал, кормил, пеленал, играл.
А ещё делал всякую домашнюю работу: стирал, гладил, варил обед, мыл полы...
Стоял в очередях в магазинах.
Работал сутки через трое вахтёром в конторе: турникет, журнал пропусков,телефон, тревожная кнопка.
Правда, на работу пристёгивал протезы, ручной и ножной.
А ещё он был классным сапожником, любую обувь чинил!
Очень быстро и качественно, к нему домой со всего города ездили.
С сапогами, модельными туфлями и новомодными кроссовками.
Эти люди знали, что они не такие, как все - и такими останутся до конца жизни.
Этих людей научили быть инвалидами, жить со своими проблемами и справляться с ними.
Вот только учить должны всё-таки специалисты.
И учить нужно с детства.
Лялькаясь с детьми-инвалидами, создавая для них тепличные условия, мы им не помогаем.
Мы лишаем их возможности стать обычными.
Навсегда лишаем, поймите!
И - да, эти слащавые популистские заигрывания не вызывают ничего, кроме омерзения.
PS В шести прочитанных мной постах - около двух тысяч комментариев (да, я маньяк, я их все прочитала!).
Из них - около десятка от тех, кто в " теме": родители детей-инвалидов, сами выросшие дети, учителя из спец.школ, психологи.
Все они - абсолютно все! - против совместного обучения обычных детей и детей с умственными проблемами.
Совместные игры и прогулки - пожалуйста, а обучение - раздельное.
Остальные комментирующие - типа бабушек на завалинке, на эмоциях, по принципу "нравится-не нравится", "человечно-бесчеловечно".
Интересно, кому нужна была эта волна...